1.

Государственные школы в Германии являются важнейшим инкубатором с конвейерным производством идеального с точки зрения системы бюргера - законопослушного, социально-интегрированного, крайне среднестатистического, зацикленного на задачах социума. Любые крайности, включая и гениальность считаются нежелательными.
Неординарность выходного продукта во взрослый мир, как в положительном и конечно особенно в негативном с точки зрения социума считается недопустимой ошибкой школьной системы. Недоглядели. Именно на государственные школы возложена важнейшая задача по фильтрации ментальных особенностей дошколёнка. Когнитивность, уровень имеющихся в наличии знаний и умений "призывника" считается незначительным фактором при наборе в школу - ребенку перед первым классом школы достаточно уметь писать свое имя и досчитать до десяти. При этом излишние активность, артистичность, подвижность и импульсивность ребенка является негативным фактором, так как неспособность спокойного сидения за партой считается антисоциальным, ведь такой ребенок отвлекает внимание учителя на себя, мешая другим биороботам нормально функционировать в школьных кабинетах.
Школьная система в Германии подразумевает, что шестилетний ребенок после мира свободных игр и увлечений детского сада мгновенно переключится на казарменные четыре часа сидения за партой с неподвижным вниманием каждого слова учителя. На каждом родительском собрании с грустным видом и вздохами родителям будет сообщаться как тяжело дается деткам этот переход, но по истечении короткого времени уже недрогнувшим голосом будут подталкивать родителей к поиску помощи внешних специалистов. И вот уже не успеешь моргнуть глазом, как разворачивается целая система вокруг твоего ребенка, включающая бесконечные рандеву с логопедами, эрготерапевтами, психологами и прочими звеньями, находящимися у школы и у больничных касс на финансовом прикорме. Ах, как чешутся руки у каждого специалиста вписать непоседливому ребенку в медицинскую карточку такой ласкающий ухо диагноз "гиперактивность" или синдром дефицита внимания.
То, что в наших советских школах романтично обозначалось "успеваемость пять, поведение неуд", в немецкой школе ставится под жестокий контроль, ведь нет для бюргера ничего страшнее, чем поведение, не укладывающееся в рамки установленных социумом правил. Еще раз, отличная успеваемость является здесь второстепенным фактором. Ребенок в начальных классах, засыпающий на уроках и не отвлекающий своим храпом учителя, совершенно ясно является более желанным участником процесса, чем буйный гений, поющий весь урок под столом, но в перерыве своих арий все схватывающий на лету. Главное ведь социум, гомогенная масса, а для "гениев" есть спецшколы. Такое в принципе было и у нас, в советских школах, но переход в крайности, поверьте мне, в немецких школах происходит гораздо быстрее.
Я не могу сказать, чья система в итоге лучше. Наша, где все тягости в одно лицо выносил учитель, но и которому давались обширные права вплоть до физических наказаний (да-да, удары указкой по пальцам я застал) или немецкая, где учитель моментально подключает систему специалистов и отфильтрация вашего ребенка от среднестатистической школы может произойти очень быстро. У меня перед глазами грустный пример сына моего коллеги, который попал в оборот системы. Сначала гиперактивность, статус "особенного", бесконечные специалисты с их сомнительными диагнозами, медикаменты и самоубийство в итоге.
В советской школе учителя и родители такого ребенка отмучились бы до пубертации (вы лично помните в наших школах психологов или эрготерапевтов?), а потом ребенок вырос бы либо в гения, либо в маньяка. В конечном итоге у нас все решала система без привлечения психологов-специалистов: родитель-школа-двор. Но господи, а кто сказал, что в Германии с её жестким контролем со стороны специалистов нет маньяков? Так что решать, чья система эффективнее, наша советская на некоторый авось или немецкая жёсткорежимная, я не берусь. Могу за себя только сказать, что новое поколение Германии вызывает у меня озабоченность за будущее этой страны.
Вообще я не хотел писать так много и заумно об особенностях системы. Я бы хотел только немного рассказать, как вырабатывается в Германии умение стукачества. Стучать учат уже в детском саду. Конфликты внутри коллектива ни в коем случае не разрешается улаживать без вовлечения руководящего и по совместительству карающего органа. Будущий бюргер должен с молоком матери впитать - любой ответ агрессией на агрессию запрещен. Для этого есть полиция и адвокаты. Даже если агрессия или какое любое противозаконное действие случилось не с тобой лично - все равно сообщай куда следует. Ни боже мой что-то предпринимай сам.
С одной стороны это правильно, это уменьшает агрессию на улицах. Но такой процесс ломки личности (ведь в каждом человеке заложен ген уметь постоять за себя и за свое потомство) делает ее и саму систему беззащитной перед внешней агрессией. Классический пример случай в Кельне. Когда мужчины, глядя как их женщин насилуют отморозки, с выпученными глазами искали полицию, вместо того, чтобы исключить проблему своими силами.
Поэтому как же мне хотелось в объяснительной записке по поводу драки, которую устроил мой сын в раздевалке, вместо "Джуниор ударил Мурата в ответ на то, что тот два раза сбросил его ранец со скамейки. Мы проинструктировали Джуниора в следующий раз не бить Мурата в ответ, а сообщить вам" написать другое "мы сказали Джуниору в следующий раз сильнее настучать блядине между рогов, чтобы понял - чужие вещи портить нельзя!". Но приходится ломать эту маленькую личность. Чтобы не было проблем в школе, чтобы вырос в приличного биоробота. Чтобы стучал и работал, работал и стучал.
А так внешне немецкая школа кажется идеальной. С прекрасными чистыми кабинетами, просторными помещениями.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

С гордостью быть мультикультурным обществом. Флажками указаны представители десятка национальностей в школе, столько стран не объедет и иной Варламов.
8.

Как-то получилось с налетом личностного негатива. Потому что все у нас идет сейчас негладко. Конечно наверное это неправильно и не мне решать, как более эффективно работать системе. Но у нас же демократия, каждый имеет право высказать свое мнение. Или?
Journal information